Начиная с 2005 года морские пути, пролегающие из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал стали небезопасны, и виной всему гроза местных морей — сомалийские пираты. Кто же это такие? Пиратством у берегов Сомали начали заниматься простые рыбаки, которые хотели защитить свою территорию.
Сомалийские пираты — современные вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда у берегов Сомали. В качестве транспортных средств используют малотоннажные суда (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Вооружены, как правило, автоматическим оружием и гранатомётами. Сомалийские пираты зачастую неплохо организованы, но редко имеют качественную подготовку. Для обеспечения безопасности судоходства в зоне действия пиратов выполняется боевое патрулирование силами ВМФ России, Индии, стран-членов НАТО и ряда других.
Согласно докладам комитета палаты представителей США по делам вооружённых сил, сброс токсичных отходов в водах Сомали иностранными судами также серьезно ограничил возможности местных рыбаков, чтобы заработать себе на жизнь, что заставило многих обратиться вместо этого к пиратству. 70 процентов местных прибрежных общин «решительно поддерживают пиратство как форму национальной обороны в территориальных водах страны», и пираты считают, что они защищают их промыслы и берут компенсацию причинённого морским ресурсам ущерба.
Это произошло после того, как правительство Сомали рухнуло в 1991 году, и другие страны начали рыбачить и хоронить токсичные отходы в сомалийских водах.
У берегов Сомали участились нападения пиратов на торговые суда. Вблизи Сомали пролегают маршруты судов, направляющихся из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал, а также судов, следующих в порты индийского побережья Африки или из них. Учитывая интенсивные торговые контакты стран Азии и Европы, большой поток судов с ценными грузами представляет собой массу объектов для потенциального захвата.
Пиратство в этом районе мира стало развиваться с 2004 года очень быстрыми темпами. Как сообщает Международное морское бюро, по состоянию на 7 декабря с начала 2008 года в сомалийских водах совершено более 100 нападений на транспортные суда. За это время пиратам удалось захватить 40 судов, 13 из них до сих пор не освобождены. В руках пиратов остаются около 268 человек из разных стран. В период между 10 и 16 ноября 2008 года в этой области было совершено 11 нападений с тремя угнанными судами и произошло ещё четыре инцидента, в которых велась перестрелка. Несмотря на применение довольно мощного стрелкового оружия и даже гранатомётов, до некоторых пор от рук пиратов не погиб ни один моряк. Объясняется это и плохой подготовкой, и преднамеренной тактикой пиратов, которые понимают, что пока они не пролили кровь, жёсткое преследование на берегу их не ждёт.
Сегодня пиратство является крупнейшим источником доходов жителей Сомали. Ежегодно таким образом зарабатывается почти 200 миллионов долларов. Большинство пиратов являются молодыми людьми и пришли в пиратство из южных регионов Сомали, пострадавших от войны.
Существует три категории пиратов. Первые — рыбаки. Они ценны тем, что обладают мореходными навыками и знаниями об открытых водах. Вторые — экс-милиционеры. Они раньше служили в правоохранительных или в военных структурах и имеют навыки обращения со всеми видами оружия. Третьи — технические специалисты, которые работают с оборудованием, например, GPS-устройствами. В Сомали слово пират буквально переводится как «разбойник океана», но большинство пиратов предпочитают называть себя «морскими спасателями».
В связи с совершенствованием применяемых лодок диапазон действий сомалийских пиратов расширился до Индийского океана. Пираты забираются на корабли с помощью лестниц, которые они возят с собой. Для устрашения экипажей используется РПГ и стрелковое оружие. Пираты, как правило, стараются не причинять вред заложникам, особенно, если им гарантируют, что правительства вмешаются и выкупят свои экипажи и корабли.
В Сомали существуют своеобразная замысловатая «фондовая биржа», где местные финансисты могут купить акции предстоящих рейдов. Существуют многочисленные третьи лица, получающие выгоду от пиратства. Они включают в себя страховые компании и пиратов, которые спонсируют операцию или которые потом будут вести переговоры с пароходными агентствами.
Еще одним интересным побочным эффектом является то, что ранее бедные сомалийские рыбаки теперь имеют возможность зарабатывать своим рыболовством на жизнь, так как в сомалийских водах теперь не отваживаются ловить рыбу ни одно иностранное судно. Несколько сомалийских пиратов были уже осуждены, в частности, шестеро были казнены по приговору йеменского суда.