Начиная с 2005 года морские пути, пролегающие из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал стали небезопасны, и виной всему гроза местных морей — сомалийские пираты. Кто же это такие? Пиратством у берегов Сомали начали заниматься простые рыбаки, которые хотели защитить свою территорию.
Сомалийские пираты — современные вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда у берегов Сомали. В качестве транспортных средств используют малотоннажные суда (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Вооружены, как правило, автоматическим оружием и гранатомётами. Сомалийские пираты зачастую неплохо организованы, но редко имеют качественную подготовку. Для обеспечения безопасности судоходства в зоне действия пиратов выполняется боевое патрулирование силами ВМФ России, Индии, стран-членов НАТО и ряда других.
Согласно докладам комитета палаты представителей США по делам вооружённых сил, сброс токсичных отходов в водах Сомали иностранными судами также серьезно ограничил возможности местных рыбаков, чтобы заработать себе на жизнь, что заставило многих обратиться вместо этого к пиратству. 70 процентов местных прибрежных общин «решительно поддерживают пиратство как форму национальной обороны в территориальных водах страны», и пираты считают, что они защищают их промыслы и берут компенсацию причинённого морским ресурсам ущерба.
Сегодня пиратство является крупнейшим источником доходов жителей Сомали. Ежегодно таким образом зарабатывается почти 200 миллионов долларов. Большинство пиратов являются молодыми людьми и пришли в пиратство из южных регионов Сомали, пострадавших от войны.
Существует три категории пиратов. Первые — рыбаки. Они ценны тем, что обладают мореходными навыками и знаниями об открытых водах. Вторые — экс-милиционеры. Они раньше служили в правоохранительных или в военных структурах и имеют навыки обращения со всеми видами оружия. Третьи — технические специалисты, которые работают с оборудованием, например, GPS-устройствами. В Сомали слово пират буквально переводится как «разбойник океана», но большинство пиратов предпочитают называть себя «морскими спасателями».
В связи с совершенствованием применяемых лодок диапазон действий сомалийских пиратов расширился до Индийского океана. Пираты забираются на корабли с помощью лестниц, которые они возят с собой. Для устрашения экипажей используется РПГ и стрелковое оружие. Пираты, как правило, стараются не причинять вред заложникам, особенно, если им гарантируют, что правительства вмешаются и выкупят свои экипажи и корабли.
В Сомали существуют своеобразная замысловатая «фондовая биржа», где местные финансисты могут купить акции предстоящих рейдов. Существуют многочисленные третьи лица, получающие выгоду от пиратства. Они включают в себя страховые компании и пиратов, которые спонсируют операцию или которые потом будут вести переговоры с пароходными агентствами.
Еще одним интересным побочным эффектом является то, что ранее бедные сомалийские рыбаки теперь имеют возможность зарабатывать своим рыболовством на жизнь, так как в сомалийских водах теперь не отваживаются ловить рыбу ни одно иностранное судно. Несколько сомалийских пиратов были уже осуждены, в частности, шестеро были казнены по приговору йеменского суда.