Проект «Фототело»: «иногда лицо мешает…»

Проект «Фототело» — это детище группы «SOFT FOCUS» (Сергей Жатков, Ольга Конфедерат, Светлана Ветрова).

Он представляет собой серию персональных и коллективных выставок российских фотографов и посвящен классическому образу человеческого тела, приключениям тела в современной культуре, размышлениям о том, каким может быть и каким должно быть фотографическое тело.

Ранее в его рамках были представлены выставки Людмилы Калиниченко из Екатеринбурга и челябинца Влада Михеля. Теперь настала очередь члена Союза фотохудожников РФ, участницы многочисленных российских и международных фотопроектов екатеринбурженки Татьяны Швецовой-Яперовой .

Ее работы выставлялись в Екатеринбурге, Сургуте, Лондоне, публиковались на сайте музея современного искусства в Сан-Франциско (SFMoMA), на сайте итальянского «Vogue» в категории «Best of», во французском электронном журнале L’Oeil de la Photographie, в журналах «Фото&Видео» (Москва), FAHRENHEIT Magazine (Мексика, 2016).

«В работах Татьяны помимо блестящей фотографической техники привлекает диалог с традиционными визуальными техниками, с известными направлениями и школами мирового изобразительного искусства», — говорят организаторы экспозиции.

На выставке будут представлены серии «Volant», «Последний танец», «Коктейль», «Авангард и Я», «Этюд», «Одна история», трактующие человеческое тело изысканно, деликатно, со всем богатством художественных аллюзий, уверяют кураторы.

Описать выставку можно довольно коротко — это очень красиво, это европейский, совершенно непровинциальный уровень видения и исполнения.

Одна из работ Татьяны была отобрана Джорджио Армани для рекламной кампании туалетной воды «Si».

Выставка проходит в рамках проекта «ФотоТело», представленного кураторской группой Soft Focus, в которую входят искусствовед Светлана Ветрова, фотохудожник Сергей Жатков и киновед Ольга Конфедерат.

Темой проекта является исследование человеческой телесности через визуальное искусство, и, надо сказать, выставка «Тонкие нити» действительно открывает новые грани в передаче пластичности тела.

— Мы постарались собрать в проекте авторов, которые очень по-разному представляют разные аспекты телесности, — рассказывает Светлана Ветрова. — С Татьяной мы уже работали как с фотографом, который делает шаг в сторону графики. Она развивается и, на мой взгляд, совершенно недооценена в России как фотограф. У неё шикарное портфолио, которое сделает честь любому столичному фотографу, и она только-только выходит на большую российскую аудиторию.

Татьяна Швецова-ЯпероваТатьяна Швецова-Яперова

Серия «Проносящийся / Volant» (2014), по признанию самой Швецовой-Яперовой, рассказывает «о вечной красоте, отчуждении и близости». «Природа наделила каждую девушку этой красотой. Но это трудно увидеть из-за слоя косметики и манерного поведения. Тем не менее она всегда выходит на первый план в моменты искренности. Мне нравится эта двойственность. Время быстротечно. Стили, эпохи меняются, а красота остается неизменной. И это нашло отражение в скульптуре», —  говорит Татьяна.

В работах этой серии художнице удалось передать холодность, пластичность и живое дыхание мрамора, изображая не скульптуру, а вполне себе живую модель. Как она это делает, непонятно. Видимо, колдовство. Сама Татьяна на вопрос «Как, чёрт подери, вам это удаётся?!» отвечает: «Ну… я беру камеру и снимаю».

Швецова-Яперова не особенно увлекается пост-обработкой снимков, выписывая детали изображения светом. Иногда ей удаётся добиться совершенно живописного эффекта, как в серии работ «Последний танец / The last dance» (2014), где цветы проявляются из темноты яркими цветовыми мазками.

— У этого фотографа есть своё лицо, — говорит фотохудожник Алексей Серебряков. — Свой фирменный красный, даже я бы сказал, бордовый, эта «мраморность» тел. Такие фотографы нужны, они запоминаются. Очень часто бывает, что человек тебе говорит «Здрасьте, я фотограф такой-то», а что он делал, ты никак не можешь вспомнить. А Татьяну я запомнил. Когда у художника есть своё собственное лицо, это хорошо. 

Похвала Серебрякова дорогого стоит, он [абсолютный перфекционист во всём, что касается визуальности, и постоянно находится в поиске идеального кадра].

Впрочем, нашлись и те, кому выставка не понравилась. Это были, разумеется, фотографы. Причину их снобизма довольно безжалостно раскрыл участник кураторской группы Soft Focus, фотохудожник Сергей Жатков:

— Фотографы часто относятся критически не только друг к другу, но и ко всему вокруг. Они ограничены рамками техники, где гайку вставил в станок, включил, подвёл резец и…

Вольности тут не приветствуются. Речь идёт о преодолении собственных рамок, ограничений, связанных с технологическими процессами, и переходу к художественному «вольничанию». В рекламе и производстве стоковых фотографий существует огромное количество правил, которые ты должен соблюдать. Например, если ты фотографируешь лицо человека в перспективе, то резкость должна быть точно в ожидаемом месте. На ближнем глазе и обрамляющих его ресницах, а не на втором. И, как правило, ресницы на обоих глазах должны быть резкими. Если же резкость уходит или видна только на одном глазе, у некоторых это вызывает технологическое недоумение.

По правилам для дошкольников, горизонт должен быть чётким, а снимок резким. Иначе это — брак.

К сожалению, многие фотографы так и остаются рабами этих правил для дошкольников, — смеётся Жатков.

«Правила для дошкольников» Швецова-Яперова не то чтобы игнорирует, а даже отрицает, причём весьма яростно. В сериях «Иллюзии» и «Одна история» не то что резкости нет. В «Иллюзиях» Татьяна почти приближается к абстракции.

При этом резкости нет, а история есть. Её можно прочесть. С изображением можно вступить в диалог. Оно интригует, оно интересно. Здесь изображены даже не лица, а части лиц, но они передают живые чувства.

«Иногда лицо даже мешает», — говорит Татьяна, терпеливо объясняя двум девочкам свои художественные принципы.

Девочек почему-то очень интересовал вопрос, почему Швецова-Яперова снимает только женские тела и не феминистка ли она. Чудны, как говорится, дела твои, Господи.

— Когда художник снимает портрет, он же не всегда намерен показать привлекательность модели для противоположного пола. Там другие задачи: показать эмоции и психологию портретируемого. Либо свои эмоции передать через эту модель, — говорит Татьяна. — То же самое с телом. Оно выразительно. Оно самодостаточно. Оно не соблазняет. Оно — переживает.

Появление фотовыставки в таком пространстве, как зал Союза художников — большой шаг в признании фотографии как искусства официальным арт-сообществом города. В мае в зале СХ ожидается молодёжная художественная выставка под кураторством Геннадия Жихарева, и там даже планируется продемонстрировать фотографический блок, сформировать который, по неофициальной информации, предстоит кураторской группе Soft Focus.

С пятницы работы Татьяны Швецовой-Яперовой можно будет посмотреть в некоммерческом киноцентре им. Оболенского по улице Сони Кривой, 38 (отдельный вход с торца).

Pani Katarina

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 2 =

Next Post

Туристская символика Самарской области

Сб Апр 18 , 2020
Туристская символика Самарской области Утверждено графическое изображение и описание единой туристской символики Самарской области Решением Правительства Самарской области 17.04.2018 № 268 утверждены графическое изображение и описание единой туристской символики Самарской области. Использование единой туристской символики Самарской области объектами туристского показа, стоянками туристского транспорта и иными объектам туристской индустрии Самарской области позволит повысить узнаваемость и туристскую привлекательность нашего региона.