Корпоративный туризм. Туроператоры терпят убытки и стремятся к консолидации
В корпоративном сегменте туристического бизнеса – apocalypse now. Компании терпят многомиллионные убытки и, по прогнозам экспертов, уже в течение ближайшего года действующих игроков этого рынка можно будет пересчитывать по пальцам. Остальные либо консолидируются с лидерами, либо закроются.
Корпоративный туризм. Апокалипсис сегодня
Обрушение рубля нанесло компаниям, которые специализируются на обслуживании корпоративных клиентов, возможно, еще больший ущерб, чем операторам массового туризма.
Прежде всего, дело в том, что у корпораторов приняты постоплаты. Допустим, турфирма организует семинар на несколько сотен человек, рассчитывается с контрагентами за перевозку, размещение, кейтеринг, экскурсии, а деньги от заказчика получает за это месяца через два после того, как мероприятие состоялось и прошла полная сверка платежей. Теперь представьте себе, каковы были убытки туроператоров по уже исполненным заказам, если бюджетирование шло в рублях.
Как говорят предприниматели, во многих случаях падение курсов национальной валюты перечеркнуло рентабельность не только конкретного мероприятия, но и съело всю прибыль от работы с его заказчиком за последние года два.
В декабре-январе сложилась курьезная ситуация, отмечает гендиректор UTS Group Алексей Крылов: «Мы известили всех клиентов о том, что не можем больше работать на условиях постоплаты, а они встречно сообщили: надо увеличить отсрочку платежей с 60 до 90 дней».
Сложнее всего приходится операторам, которые обслуживают в основном государственные структуры. Это самые несгибаемые заказчики, весьма неаккуратные по части платежей, а торг с ними всегда неуместен.
Так или иначе, туроператоры сейчас просто не имеют ресурсов, чтобы массово кредитовать клиентов, да еще при таких курсовых рисках. «Ведем переговоры о сотрудничестве на условиях предоплаты, – говорит заместитель генерального директора «Максимайс» Алексей Сергеечев. – Менять сложившуюся практику сложно, однако результаты есть».
Другие эксперты добавляют, что крупные заказчики все же пытаются давить своим весом и на тендерах выставляют главным условием отсрочку взаиморасчетов – кто готов дольше ждать, тот и выиграет. Но даже если в отдельных случаях можно согласиться на постоплату, отмечает Алексей Крылов, то бюджетирование проектов теперь всегда идет в валюте страны пребывания.
Впрочем, сейчас крайне мало заказов на инсентив-мероприятия за рубежом.
Куда кочуют корпораторы
Управляющий директор блока управления деловыми поездками холдинга «Випсервис»Анна Кузнецова отмечает кардинальные изменения в структуре спроса на этом рынке. По ее словам, массовые выезды мотивационного, поощрительного характера потеряли актуальность, организуются только обучающие семинары, рабочие встречи. Изменилась и география таких мероприятий: в дальнем зарубежье они проходят только в том случае, если иначе нельзя, например, надо вывезти группу заказчиков на завод – тут уж ничего не поделаешь. Но общий вектор спроса сместился в сторону внутреннего рынка.
Это наблюдение подтверждают Алексей Крылов и Алексей Сергеечев: по их словам, сейчас поступают заказы в основном на Подмосковье, Ленобласть и, конечно же, на российские курорты – прежде всего, Сочи, где появилась инфраструктура для MICE. Пользуются также спросом речные круизы по Волге. Кроме того, возрос интерес к бывшим советским республикам: Грузия, Армения, Азербайджан.
Словом, каждый клиент стремится к оптимизации расходов. Это видно и по тому, как согласовываются заказы – очень скрупулезно, дольше обычного, даже если речь идет не о конференции на полторы сотни человек, а о рядовой зарубежной командировке. Заказчики явно анализируют каждую составляющую программы, ищут, на чем сэкономить. Например, до кризиса корпораторы старались не пользоваться авиаперевозкой по невозвратным тарифам – а теперь их вполне устраивает данная опция.
Кстати, о транспорте. У многих компаний возникли проблемы с переоформлением финансовых гарантий для аккредитации в IATA. Теперь уже такую гарантию не получишь в банке под оборот, говорит Алексей Крылов: «Отказывают все банки, чьи гарантии принимает IATA, а их, кстати, немного – десять-пятнадцать. Остается либо замораживать деньги на депозите, либо покупать вексель банка и получать гарантию под него.
Мы выбрали второй вариант. Но я вижу, что на рынке много компаний, которые не могут сейчас выдернуть серьезные суммы из оборота и переходят в статус субагентов».
Итак, жизнь в корпоративном бизнесе продолжается, но требует новых и весьма непростых решений. Многие предприниматели сейчас оказались перед выбором: закрыть бизнес или вступить в альянс с более крупными конкурентами. Анна Кузнецова дает свой прогноз: в течение ближайшего года на этом рынке пройдет масштабное укрупнение, игроки сплотятся вокруг компаний первой пятерки.