КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ (ОПЫТ СССР)

Подборка плакатов, пропагандирующих внутренний туризм, рассчитанных на иностранцев

СССР 1930-х годов вовсе не был закрытой для иностранцев страной, как многие сейчас думают. Государство нуждалось в валюте, и с этой целью активно привлекало иностранных туристов. 12 апреля 1929 года было создано Государственное акционерное общество (ГАО) по иностранному туризму в СССР «Интурист». В 1931 г. для размещения иностранных туристов было создано Всесоюзное акционерное общество «Отель» (ВАО «Отель»). В 1933 году оно было объединено с «Интуристом». Новая организация получила название «Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР» (ВАО Интурист). В ведении общества находились 17 отелей в разных городах страны, рестораны и автотранспорт.Организация получила монопольное право на приём и обслуживание всех иностранных граждан, вне зависимости от того, в каком качестве они прибыли в страну — как туристы, коммерсанты или технические специалисты.
Деятельность ВАО «Интурист» находилась в ведении Народного комиссариата торговли СССР. В 1939 году ВАО «Интурист» было передано в комиссариат внешней торговли СССР.В юбилейных материалах апреля 1934 года подчеркивалось, что «за 5 лет существования, в системе “Интуриста” выросли кадры работников, ставшие специалистами своего дела, накопившие опыт в практике собственной работы”, “которые по качеству своему могут сравниваться с кадрами лучших иностранных туристических обществ”. Особо отмечена была деятельность экскурсоводов-переводчиков, которые “успели стать известными и в Европе и в Америке; это молодые кадры, окончившие советские вузы, великолепно изъясняющиеся на иностранных языках, сопровождающие туристов во время их путешествий по Советскому Союзу, объясняющие им советскую экономику, пролетарскую культуру, социалистическую стройку, новый быт и т.д., и т.п.; каждый из этих гидов является маленьким полпредом нашей страны перед группами иностранцев».
Общее количество обучающихся в системе “Интуриста” в 1935 году составило 2928 человек. При этом в части подготовки новых кадров и повышения квалификации уже работающего персонала Правление Общества провело следующие мероприятия:- был организован Факультет особого назначения для повышения квалификации руководящего состава системы “Интуриста”: 45 человек в Москве и 15 человек в Ленинграде;
— на курсах повышения квалификации гидов прошли переподготовку свыше 250 человек, из них: в Москве – 100, в Ленинграде – 75 и в Одессе – 35 сотрудников. По итогам окончания курсов их заведующий Медель был премирован распоряжением В. А. Курца от 5 апреля 1935 г.;
— развернута сеть кружков по изучению иностранных языков работниками “Интуриста”, в которых обучалось 2928 человек, из них в Москве — 936 сотрудников.
В этой системе особую категорию работников “Интуриста” составляли гиды, не всегда отвечавшие возросшим требованиям по обслуживанию туристов. Особенно остро это ощущалось на периферии. Командирование гидов из центра на места (например, в Ялту и Батуми) не давало надлежащего эффекта, так как они не успевали достаточно хорошо изучить местные объекты показа. А гиды, присланные из Батуми из Тифлиса, не знали специфики работы Общества, и поэтому нередко, “являясь политически мало подготовленными, извращали свои объяснения и давали неправильное представление о Советском Союзе”.Для подготовки гидов-переводчиков в Ленинграде в 1935 году был создан Институт иностранного туризма. Структура нового учебного заведения, на первый курс которого было зачислено 90 студентов, состояла из факультета гидов (экскурсоводов-переводчиков) и курсов по подготовке к поступлению в Институт.
Согласно Уставу, директор института, профессора и доценты назначались Правлением ВАО “Интурист”, а заведующие кафедрами, преподаватели и ассистенты – директором вуза. Обучение в Институте было разбито на два семестра (осенний и весенний), а на каникулы отводилось 2,5 месяца. Обучение предусматривало обязательное посещение всех занятий, включая лекции, работу в кабинетах, музеях и спецсеминарах, а также обязательную производственную практику.Кроме того, Правление взяло курс на закрепление “проверенных людей в постоянный штат в целях изжития текучести с тем, чтобы в периоды затишья туристического движения поднимать их политическую и деловую квалификацию”.
В итоге численность гидов выросла с 185 человек на 1 января 1935 г. до 290 человек к концу года за счет оставления сезонных гидов в постоянном штате. Качественный состав гидов характеризовался следующими показателями: свыше 75% из них имели небольшой стаж работы в “Интуристе” (до 2-х лет) и, естественно, не могли считаться достаточно опытными и высококвалифицированными. Равным образом, высшее образование имели всего 56% гидов. Такая сравнительно небольшая для данной профессии прослойка лиц с высшим образованием объяснялась отсутствием до 1935 г. специальных высших учебных заведений по подготовке кадров “Интуриста”, а также существовавшими низкими ставками зарплаты для этой категории работников.
Что касается знания иностранных языков, то в этой области, с учетом общего количества гидов, положение было более или менее удовлетворительным. Так, английский язык, в качестве основного, знали 50% всех гидов, в то время как туристы из Америки и из Англии составляли в середине 1930-х гг. также около половины от всего количества туристов.К туристическому сезону 1936 года впервые была подготовлена Генеральная инструкция Правления ВАО “Интурист” по обслуживанию иностранных туристов, согласно которой Общество продавало за границей пакет только полного комплексного обслуживания на территории СССР. Отдельно инструкция регламентировала требования к квалификации гида-переводчика, его обязанности и стоимость услуг.
Помимо политической грамотности и способности самостоятельно разбираться в политико-хозяйственных вопросах, от гида требовалось знание экономической географии СССР и хорошее владение иностранными языками. При поездках по туру бесплатные гиды в городах выделялись группе туристов 1-го класса в количестве не менее 2-х человек, а для туристического и 3-го классов требовалось не менее 5 туристов. Кроме того, они были предусмотрены на маршрутах от Киева до Днепрогэса, от Горького до Сталинграда и еще на некоторых направлениях.
В случае заказа гида его услуги стоили 30 рублей в день, а специальный гид (для показа непредусмотренных туром объектов) обходился в 24 рубля за 6,5 часов рабочего дня или 4 рубля в час. Сам же гид-переводчик получал 20 рублей суточных, а “квартирные” — по установленным для того или иного города ставкам коммунальных гостиниц.1937 год в целом прошел под флагом поисков “врагов народа” в системе “Интуриста”. Последний, наряду с призывами к работникам отрасли твердо помнить “сталинские слова о бдительности, об умении распознавать врага, помогать советской разведке и быть до конца преданным своей Советской Родине”, репрессии не обошли стороной.
Рожденный в недрах ведомства курс лекций по истории международного туризма освещал события эпохи “Большого террора” следующим образом: “Известно, что в системе “Интуриста” в течение известного времени обреталось немало врагов и прямых шпионов, пытавшихся использовать иностранный туризм в СССР и саму систему “Интуриста” для прямой шпионской и подрывной работы в СССР, пока не были разоблачены органами советской разведки”. О масштабах репрессий позволяет судить письмо временно исполняющего обязанности председателя Правления Интуриста П. С. Коршунова М. И. Калинину от 5 января 1938 г., в котором сообщается о катастрофической нехватке кадров, грозящей срывом плана по туризму 1938 г.: “В течение 1937 года из ряда отделений Интуриста заграницей были отозваны представители. В некоторые страны были командированы новые товарищи, часть которых в процессе работы как не справившиеся. В ряде других стран работа из-за отсутствия наших представителей временно возложена на жен сотрудников Торгпредства или самих сотрудников по совместительству (т.е. людей, совершенно не знакомых со спецификой нашей работы)”. Впрочем, проблемы роста отрасли (обусловленные, в том числе, спускаемыми сверху директивами) по сложившейся уже традиции объявлялись “следствием вредительских действий со стороны врагов народа, орудовавших в системе Интурист на руководящей работе в центре и на периферии”.При всех сложностях и недостатках туристического обслуживания иностранцев в СССР “Интуристу” удалось создать в целом благоприятное представление о стране Советов у основной массы туристов. Это было достигнуто умелым сочетанием зрелищности (Кавказский хребет и Сванетия) и необычности (Арктика и Эльбрус) с показом “все новых и новых объектов социалистического строительства”. Деятельность Общества в 1929-1939 гг., несмотря на односторонний характер работы (обслуживание только иностранных туристов, включая транзитных пассажиров) и существенную идеологическую нагрузку туров, значительно упорядочила практику международного туристского обмена и организацию приема зарубежных гостей, выявила специфику обслуживания иностранцев и заложила основы туристского сервиса в полном смысле этого слова.

Источник: И.Б. Орлов «Становление института гидов-переводчиков в СССР (1929-1939 гг.)» (Soviet and Post-Soviet Revue, California (USA). 2004. Vol. 31. No.2. P. 205-227.)

16 дней круиза по Волге и посещения больших городов Советского Союза
16 дней круиза по Волге и посещения больших городов Советского Союза

Советская Армения
Советская Армения   КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Кавказ и Крым
Кавказ и Крым

КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Золотая дорога в Туркестан
Золотая дорога в Туркестан  КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

 

 Подборка плакатов, пропагандирующих внутренний туризм, рассчитанных на жителей СССР

Советской рекламы внутреннего туризма за весь период с 1920-х по 1980-е почему-то находится относительно немного. При этом большинство найденных плакатов на эту тему являются социальной рекламой, т.е. пропагандируют здоровый активный образ жизни, а не конкретные туры. Давайте посмотрим.

 “Путешествуйте по горам Кавказа”, 1947 год. КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

 Образец НЭПовской туристической рекламы конца 1920-х. КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Реклама круизов по Волге из “Женского журнала” 1928 г. КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

“Будь туристом”, 1949 г. КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

“Туризм – лучший отдых”, около 1950 г. КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

 “Лыжный туризм – лучший отдых”, 1950-е гг. КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

“Туризм – путь к здоровью”, 1969 г. КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

  “Проводите свой отпуск в путешествиях”, около 1950 г. КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ
Реклама ещё советского «Аэрофлота» путешествий по Средней Азии. Очень красочно и креативно, не правда ли?

 

“В выходной день – на туристскую прогулку”, 1947 г.
КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Pani Katarina

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 2 =

Next Post

В МАКЕДОНИИ ОТМЕНИЛИ ВИЗЫ ДЛЯ РОССИЯН

Ср Апр 1 , 2015
Share on Facebook Tweet it Share on Reddit Pin it Share it Email В Македонии отменили визы для россиян Правительство Македонии решило ввести для граждан РФ упрощённый порядок въезда, пишет в сообщении для прессы МИД […]