ПАССАЖИР УМЕР НА БОРТУ САМОЛЕТА

442565364574747

Пассажир умер на борту самолета

Транспортная прокуратура выясняет обстоятельства смерти пассажира с рейса «Екатеринбург-Камрань», который в ночь на вторник скончался на борту авиалайнера после приземления в Красноярске, сообщила во вторник РИА Новости старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова.

По ее словам, инцидент произошел в понедельник на борту Boeing 767-300 авиакомпании «Икар». «По предварительным данным, через 1,5 часа после взлета Boeing 767-300 из аэропорта Екатеринбурга один из пассажиров почувствовал себя плохо, в связи с чем экипаж самолета принял решение о посадке в ближайшем аэропорту. В 20.43 UTC (02.45 мск) самолет произвел посадку в аэропорту Красноярска. После приземления воздушного судна в период нахождения самолета на рулежной дорожке пассажир скончался», — сказала собеседница агентства.

Она добавила, что, со слов очевидцев, у мужчины начался приступ, похожий на эпилепсию. Ему пытался помочь один из пассажиров — врач-реаниматолог.

В настоящее время самолет вылетел в пункт назначения. По данному факту Енисейская транспортная прокуратура проводит проверку, в ходе которой будет дана оценка законности действий экипажа и работников аэропорта Емельяново.

Ранее широкий общественный резонанс вызвала смерть пассажира Артема Чечикова, летевшего из Барселоны вместе с женой в Челябинск. На борту самолета его состояние резко ухудшилось, и лайнер совершил вынужденную посадку в Москве. После приземления мужчине была оказана медицинская помощь, однако пассажир умер.

РИА Новости

И в дополнении мнения экспертов.

 

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ НА БОРТУ САМОЛЕТА

Много ли российских пассажиров перед полетом консультируется с врачами? Почти никто. В европейских странах эта процедура, особенно у людей пожилых, вошла в правило. И хотя авиакомпании не очень охотно публикуют данные, скажем, о смертях на борту авиалайнеров, статистика такая существует. По данным федеральной авиационной службы США и Международной организации гражданской авиации, смертность пассажиров на борту самолетов составляет 25,1 случаев на один миллион рейсов, из них 13,1 случаев связаны с болезнями сердца. Есть данные и о смерти от острых сердечно-сосудистых заболеваний пилотов на борту: 3,7 случаев на десять миллионов летных часов

Исследованиями установлено, что 62 процента умерших в самолетах и раньше страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями, а полет лишь обострил их течение. Большинство обладателей авиабилетов, ступая на трап самолета, не задумываются, что, возможно, они уже превысили свой «лимит». К сожалению, врачи общей практики обычно не предупреждают своих пациентов об опасности, которую таит их возможное авиапутешествие. А оно противопоказано тем, кто недавно перенес приступ стенокардии или гипертонический криз, у кого нестабильная стенокардия, выраженные нарушения ритма сердца, некоторые другие болезни. После инфаркта миокарда, например, полет возможен не ранее, чем через полгода. Существуют специально разработанные,незначительно различающиеся в разных странах, перечни заболеваний, при которых полет становится для человека опасным. Врачи общей практики об этих перечнях обычно тоже не знают.
Как нетрудно подсчитать, у 38 процентов пассажиров, скончавшихся в самолетах, прежде сердечно-сосудистые заболевания зафиксированы не были. И здесь перед медиками встает сложнейшая про блема так называемой внезапной коронарной смерги, смерти, вызванной коронарной недостаточностью — нарушением кровоснабжения сердца вследствие поражения коронарных артерий. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, внезапной смертью считают остановку сердца, обычно вызванную фибрилляцией сердца — хаотичными сокращениями отдельных мышечных волокон сердца, не способными поддержать его эффективную работу и самостоятельно (без энергичных лечебных мер) не проходящими. О заболевании сердца человек может и не знать, поскольку оно до поры никак себя не проявляет, он может не придавать значения некоторым симптомам — приступам загрудинных болей, головокружению и одышке. Фибрилляция сердца часто осложняет инфаркт миокарда. Условия на борту самолета, особенно совершающего длительный трансконтинентальный перелет, можно без оговорок отнести к провоцирующему фактору внезапной коронарной смерти у тех, кто считал себя здоровым, не говоря уже о тех, у кого имеется установленная и клинически проявившая себя ишемическая болезнь сердца. Влияет тут и гипобарическая гипоксия: в салоне самолета поддерживается давление, соответствующее высоте двух километров, что приводит к снижению давления кислорода в артериальной крови и насыщенности гемоглобина кислородом. К этому надо прибавить еще дополнительные нагрузки на нервную систему: сказываются ускорение и перегрузки при взлете и посадке, вообще нервно-эмоциональное напряжение в связи с полетом (шум, вибрация, низкая температура и влажность, некомфортные условия), а в последнее время страх перед возможным захватом самолета террористами.
По данным отечественного ученого Н.А. Мазура, каждый четвертый человек с инфарктом миокарда умирает в первые шесть часов после начала сердечного приступа, а каждый пятый — в первый час То есть фактор времени в данной сигуации имеет решающее значение.
Единственным мероприятием, кото-рое согласно всем существующим стандартам является обязательным в ходе оказания неотложной медицинской помощи при развивающейся фибрилляции сердца, — это немедленная дефибрилляция, то есть прекращение фибрилляции сердечной мышцы путем воздействия на нее кратковременным электричес-ким импульсом. Аппарат, используемый для этих целей, называется дефибриллятором.
Известно, что потеря сознания у человека наступает через 15-20 секунд после начала фибрилляции сердца, полная остановка дыхания — в течение второй минуты, смерть мозга, если не делать закрытый массаж сердца и искусственное дыхание, — на пятой-шестои минуте. Закрытый массаж сердца и искусственное дыхание «рот в рот» (сердечно-легочная реанимация) являются лишь поддерживающими мерами, позволяющими выиграть время. Исследования показали, что каждая минута отсрочки дефибрилляции уменьшает возможность выживания на десять процентов.
За более чем сто лет существования дефибрилляции как метода (он был открыт в 1899 году) и пять-десят лет применения ее в клинической медицине дефибрилляторы претерпели значительные изменения. Отечественными учеными разработаны эти аппараты с бифазными импульсами. Бифазный разряд включает два последовательных этапа. Во время первого электрический импульс движется в одном направлении, во время второго — в противоположном. В отличие от аппаратов с монофазным разрядом бифазный требует в два раза меньше количества энергии, что в меньшей степени нарушает электромеханическую активность сердца и не оказывает повреждающего воздействия на него при повторении раз-ряда.
Качественно новую технологию бифазных импульсов использует в своем дефибрилляторе «FRED» швейцарская компания «SCHILLER AG». Дефибриллятор «FRED» имеет последовательно возрастающие мощности бифазного разряда, отличается от других бифазных аппаратов использованием двух конденсаторов для оптимальной настройки размера амплитуды второй фазы волны (обычные бифазные дефибрилляторы используют только один конденсатор, из остаточной энергии которого и образуется вторая, отрицательная фаза разряда).
Названный аппарат имеет много преимуществ перед предшественниками. Он компактен, удобен для применения на догоспитальном этапе, его размер 9х25,5х26 сантиметров, вес 2,8 килограмма. Прибор может сохранять работоспособность в условиях пониженного атмосферного давления и в диапазоне температур воздуха от 0 до +50 градусов. Бифазная конфигурация, в отличие от монофазной, не создает электромагнитных помех для электроники, скажем, самолета. На дисплей прибора выводятся четкие инструкции, дублируемые голосовыми подсказками. Программа содержит как автоматический режим дефибрилляции, так и ручной режим выбора энергии бифазного разряда. К прибору прилагаются самоклеющиеся электроды, что решает проблему некачественного прижатия электродов к грудной клетке. С помощью этого прибора возможна регистрация электрокардиограммы и определение степени насыщенности кислородом артериальной крови. Все данные можно передавать по связи «воздух-земля».
Появление таких аппаратов значительно расширяет возможность их применения, в том числе и не в клинических условиях, и людьми не медицинской профессии, в частности авиаторами. Например, в США существует государственная программа установки в местах большого скопления народа автоматических дефибрилляторов, анализирующих ритм сердца и устанавливающих величину разряда самостоятельно. Так, сорок подобных аппаратов в двух аэропортах США, с размещением их в пределах одной минуты ходьбы между аппаратами, привели к достижению 80-процентной выживаемости при оказании неотложной доврачебной помощи в случаях внезапной смерти в аэро-портах.
На очереди — применение дефибрилляторов непосредственно на борту самолетов. Сейчас всего лишь один лайнер в мире оснащен этим аппаратом. Во многих авиакомпаниях есть бортпроводники, прошедшие курс подготовки по неотложной доврачебной медицинской помощи, они умеют делать закрытый массаж сердца и искусственное дыхание. Если дефибрилляторы начнут появляться на авиалайнерах, то это потребует более серьезной медицинской подготовки бортпроводников. Их нужно будет обучать догоспитальной сердечно-легочной реанимации более конкретно, с использованием того вида аппарата, с которым они будут работать на борту.
Конечно, в современных российских условиях говорить об этом можно как о перспективе. Хотелось бы думать, что о перспективе не слишком далекой. Внезапная смерть на борту самолета — факт, и, увы, далеко не единичный. За этим стоит острейшая общественная проблема, и надо уже сейчас думать, как ее решать.
Решение этой проблемы, на наш взгляд, следует разделить на три направления.
1. Оснащение авиалайнеров максимально подходящими для применения в условиях полета де-фибрилляторами.
2. Подготовка бортпроводников для работы в подобных ситуациях с более конкретным обучением приемам догоспитальной сердечно-легочной реанимации.
3. Пропаганда среди авиапасса-жиров необходимости консультиро-вания с врачами перед полетом.
Словом, неотложную помощь на борту самолета нужно отнести к важнейшим вопросам здравоохранения.

Ю. ВОРОНКОВ, доктор медицинских наук;
Л.ФИЛАТОВА, кандидат медицинских наук;
Ю.АНИТОВ, кандидат медицинских наук;
О.КОЛЕСНИЧЕНКО, Д.КОНОНОВ

Автопубликатор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + 18 =

Next Post

АНТАЛИЯ / РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ СТАЛО МЕНЬШЕ

Вт Мар 10 , 2015
Share on Facebook Tweet it Share on Reddit Pin it Share it Email Анталия сегодня Дефицит российских туристов пришел в Анталию. За первые два месяца этого года на турецком Средиземноморье россиян стало на 41 процент […]