64575858

IT-системы «Безопасный город» уже функционируют или внедряются в России

Эксперт: «Для урбанистов открывается масса возможностей прогнозирования»

ВИКТОР СТРЕЛКОВ, первый вице-президент компании «Техносерв» по системной интеграции и программной инженерии, рассказывает о будущем российских городов, которые благодаря большим данным должны стать более безопасными и удобными. По его словам, системы класса «Безопасный город» уже функционируют или внедряются в более чем 50 населенных пунктах РФ.

— Какого рода данные анализируются сегодня в ведомственных системах и что с ними можно делать?

— Сейчас «Техносерв» реализует проект АПК «Безопасный город» в Курске, Нижнем Тагиле, Нижнем Новгороде, Якутске, Мордовии и Великом Новгороде. По большинству регионов мы работаем в тандеме с «Ростелекомом». Те системы, которые уже функционируют, собирают значительное количество данных. Пока их объемы не так велики, но спектр весьма широк. Это информация о поведении людей (фиксация правонарушений, в том числе уголовных), о техногенных катастрофах, социальных мероприятиях, транспортных потоках, платежах за парковки и за общественный транспорт и т. д.

На следующем этапе будут разработаны модели, с помощью которых эти данные можно будет анализировать и вырабатывать сценарии реагирования на различные ситуации. Эти модели затем можно будет обобщать и тиражировать в других регионах, разных отраслях и т. д. Одного года сбора данных в принципе достаточно, чтобы выработать такие модели. Это позволит более эффективно реагировать на события, а также прогнозировать их. Например, таким образом можно легко предвидеть транспортный коллапс при возникновении нескольких событий, его предвещающих.

— То есть сейчас уже возможно делать такие прогнозы?

— Для некоторых событий уже накоплено достаточно данных. Но по тем, которые, например, связаны с сезонностью, пока информации собрано мало. Если говорить о транспортных потоках, то дачный сезон случается раз в год и имеет свою специфику. Чтобы провести анализ, выявить закономерности того, как люди передвигаются по городу и пригородам в это время, нужно несколько лет.

— Могут ли «городские» данные пригодиться бизнесу?

— Муниципальные власти имеют прекрасную возможность монетизировать накопленную информацию. Например, данные о грузоперевозках могут подсказать, где установить заправки для дальнобойщиков, автосервисы, кафе и мотели. Это идеи, которые на поверхности — можно уходить вглубь почти бесконечно. К примеру, если соединить данные о покупках жителей небольшого города (вытащить их через карты лояльности торговых сетей) и информацию об их передвижениях (из систем фото- и видеофиксации), можно понять, где построить продуктовый магазин и что именно там продавать.

— Могут ли злоумышленники использовать такие данные? Например, проанализировать транспортные потоки и понять, когда, в каком районе лучше всего совершать грабежи?

— Не исключено, но в случае с грабежами это слишком затратный метод. Самый верный способ — иметь инсайдера в грузовой компании, который сообщит, когда фура с дорогими товарами проедет через определенный населенный пункт.

Читайте также:  ПЛАНИРУЕМ ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ПО СОЦИАЛЬНЫМ СЕТЯМ

Кроме того, к счастью, большие данные уровня города всегда обезличены. Если речь идет об информации о правонарушениях конкретных лиц или базе автовладельцев, то они хорошо защищены и не могут использоваться за пределами контура информационной системы госучреждения. Системы, анализирующие связи между различными событиями и объектами, берут только обезличенные данные из разных не связанных между собой систем.

Конечно, любую систему могут взломать. Но в решения «Техносерва» мы встраиваем по умолчанию средства защиты нескольких уровней. К примеру, запрос о конкретном автомобиле сопровождается использованием электронной подписи конкретного сотрудника. Всегда можно выяснить, кто, когда и зачем обращался к системе.

— Как работает аналитика больших данных в системах «Безопасный город»?

— В комплекс «Безопасный город» помимо фотовидеофиксации входит мониторинг инфраструктуры и окружающей среды. Ведется наблюдение за объектами водоснабжения, сельского хозяйства, промышленными предприятиями и т. д. Системы строятся на основе показаний обычных датчиков разных типов: радиационные и химические анализаторы, датчики изменения уровня воды, задымления и т. д. Казалось бы, причем здесь большие данные? Но в случае возникновения какого-то из событий необходимо быстро проанализировать причины срабатывания детектора и предложить сценарии их ликвидации. Система должна определить, действительно ли есть угроза здоровью населения. Может быть, на химический анализатор подействовал всего лишь выброс проехавшего автомобиля? Если реально произошла авария и был масштабный выброс вредных веществ, анализируются рельеф местности, погодные условия, наличие скоплений людей в зоне поражения и так далее. В зависимости от всех имеющихся факторов могут быть разные сценарии действий служб экстренного реагирования. В каждом городе есть собственные утвержденные регламенты и схемы взаимодействия между городскими службами в каждой из экстренных ситуаций.

— Одной из главных проблем подобных систем (например, 112) было непонимание, как на практике нужно действовать сотрудникам спецслужб при возникновении опасного события. Наблюдались проблемы с межведомственной координацией. Эти вопросы как-то решаются в «Безопасном городе»?

— Это действительно ключевая задача, влияющая на эффективность применения таких систем. В новой концепции того, что такое система «Безопасный город» (была утверждена в прошлом году), этот вопрос учтен и имеет решение. Раньше звонок поступал диспетчеру 112, который затем связывался с диспетчерами ведомственных спецслужб, а они дальше сами координировались между собой. Сейчас в роли координатора такого взаимодействия выступает ЕДДС (Единая дежурно-диспетчерская служба), которая выдает предписания разным службам на основе сценария, подсказанного нашей системой. ЕДДС — это межведомственная служба, подчиняющаяся администрации города. ЕДДС не подменяет диспетчеров конкретных дежурно-диспетчерских служб, но играет роль координатора, который помогает им действовать по уже принятым заранее регламентам, что делает их взаимодействие более эффективными. Оператор получает оповещение о возникшем событии и сразу же вместе с ним — схему того, как нужно действовать по регламенту.

Служба 112 — это первая линия работы с населением, фактически это контактный центр. ЕДДС и наша система стоят во многих случаях сразу за 112. Но не во всех городах уровень автоматизации одинаков. В некоторых случаях мы реализуем элементы 112, потому что они еще не созданы. Также интегрируем ее с Комплексной системой экстренного оповещения населения (КСЭОН).

Читайте также:  Поисковик «Яндекс» объявил программу сотрудничества для турагентств

— Расскажите о возможностях предиктивного (прогнозного) анализа в масштабах города.

— Для урбанистов открывается масса возможностей прогнозирования: системы анализа больших данных умеют искать закономерности и первопричины событий и предсказывать их. К примеру, из прогнозов метеорологов становится ясно, что лето будет очень жарким. Система может проанализировать расположение торфяников и подсказать, где необходимо сделать санитарные вырубки или принять другие превентивные меры, чтобы избежать пожаров. Если возгорание все же возникло, система может выявить причины и в случае наличия признаков противоправных действий передать эту информацию в соответствующее ведомство.

Предиктивный анализ может хорошо монетизироваться. Мы можем заранее понять, куда будет развиваться город и с какой скоростью. Если появилась застройка, появятся и магазины, за ними — транспортные магистрали, магазины с товарами неповседневного спроса (мебельные, например), заправки. Вдоль построенных магистралей застройка пойдет дальше.

— Есть ли уже примеры такого рода монетизации?

— Различная статистическая информация уже доступна, и ею можно пользоваться. Есть открытые кадастры и данные о самых разных событиях. Но пока эти данные не слишком удобны для использования. «Техносерв», кстати, такой же потребитель этих открытых данных, как и все. Мы используем их для создания моделей при проектировании систем «Безопасный город» для конкретных населенных пунктов. Модели для каждого города уникальны. Где-то есть река, а где-то гористая местность, где-то есть градообразующее промышленное предприятие, а где-то мосты разводят ночью и т. д.

— С чего обычно муниципалитеты начинают строить «Безопасный город»?

— Как правило, с систем фотовидеофиксации, потому что понятно, как их монетизировать: регион получает в бюджет отчисления от штрафов за нарушения ПДД, и дополнительно идет снижение аварийности. После этого уже думают о социальных системах, приносящих пользу населению. Затем начинают внедрять комплексные системы обеспечения безопасности, систему «интеллектуального» видеонаблюдения, ту же КСЭОН, систему мониторинга экологической обстановки и т. д.— все зависит от конкретного региона.

Мария Анастасьева, Ъ

IT-системы «Безопасный город» уже функционируют или внедряются в России

Print Friendly, PDF & Email
koleso obozreniyaIT-технологииIT-системы 'Безопасный город' уже функционируют или внедряются в России Эксперт: 'Для урбанистов открывается масса возможностей прогнозирования'ВИКТОР СТРЕЛКОВ, первый вице-президент компании 'Техносерв' по системной интеграции и программной инженерии, рассказывает о будущем российских городов, которые благодаря большим данным должны стать более безопасными и удобными. По его словам, системы класса 'Безопасный город' уже...Туризм и отдых Фотопутешествия, рассказы, мнения, замечания и зарисовки об отдыхе и приключениях во всех частях света: Россия, Европа, Ближний Восток, страны Юго-Восточной Азии, Африка, Латинская Америка, Северная Америка