БРАЗИЛЬСКИЙ КАРНАВАЛ ГЛАЗАМИ СВЯЩЕННИКА

1

525636357468_Rio_de_Janeiro_Brasil

БРАЗИЛЬСКИЙ КАРНАВАЛ ГЛАЗАМИ СВЯЩЕННИКА

Когда более десяти лет назад вместе с паломнической группой из бразильского города Сан Пауло я посещал храмы и монастыри «Золотого кольца», то услышал, что наши соотечественники из российской глубинки многое знают о Бразилии, а некоторые даже потаённо давно мечтают попасть на карнавал в Рио де Жанейро. Однако мало кто представляет себе в реальности, что это за мероприятие.

Последние десять лет все больше туристов из России посещают в это время Рио. Есть среди них есть и такие, кто приехав ради карнавала, находят возможность помимо общеизвестных достопримечательностей города посетить храм святой мученицы Зинаиды, расположенный совсем неподалеку от «Самбодрома» — места проведения основного карнавального шествия. Белокаменный православный храм построен 70 лет назад в Псковском стиле конца 13, начала 14 века и резко выделяется блеском золотого купола на фоне окружающих его бетонных жилых домов.

Шестой год я являюсь настоятелем храма и неоднократно становился свидетелем не только первых восторгов российских путешественников только что ступивших на бразильскую землю, неожиданно попавших из лютой зимы в жаркое тропическое лето, но и последующих разочарований людей, преодолевших тысячи километров, заплативших большие деньги для того, чтобы своими глазами узреть карнавальное действо, оказаться в центре народного, а в итоге коммерческого и, зачастую, криминального разгула.

Carnival Celebrations in Brazil

 

Каждый год в течение шести лет на моих глазах проходила подготовка к карнавалу. Я видел тысячи бедняков с костюмами из дешёвого папье-маше, спускающихся из близлежащих «фавел» (трущоб) к Самбодрому по улицам района «Санта Тереза», где расположен мой храм. Многие из них – это люди без какой бы то ни было перспективы в жизни, или утратившие ее.  Бедные участники праздника, не занявшие со своей школой самбы призовых мест, вскоре снова возвращаются на гору, в свои лачуги. В это время белым иностранным туристам лучше оказаться вне сферы внимания «фавеладос». Речь об этом пойдет в конце записок. Несколько недель подряд в период последних приготовлений, районы прилежащие к Самбодрому ночами оглушает барабанная музыка, свист и разрывы петард на ночных репетициях главного шествия так называемых «школ самбы».

5252526436

Знатоки расходятся в толковании происхождения португальского слова «карнавал». По мнению некоторых лингвистов это слово восходит к средневеково-латинскому «карнелевартум» — «устранение мяса» (мясопуст). Не исключено, что карнавал берет свои истоки из празднований начала нового года и обрядов, связанных с ежегодным возрождением природы, известных еще с дохристианской эпохи. В ходе многовековой истории существования карнавала установилась его тесная связь с европейскими странами: Италией, Германией, Францией. Так, знаменитым средоточием карнавальной жизни в Италии стали города Рим, Венеция, Флоренция и Турин. Насколько известно, в местной и национальной традициях Европы, даты первого дня карнавала определяются не одинаково. В Германии – это день празднования Богоявления, во Франции – вторник первой недели Великого поста. Бразильский карнавал во многом берет свои корни из португальских и африканских народных обычаев. Если говорить о древности его происхождения в Европе, то, возможно, что в основе португальских «энтрудо» (разгулов) лежат греческие языческие вакханалии и оргии. Вероятно, не обошлось и без влияния египетских языческих храмовых обрядов.

carnival_5236677

В настоящее время карнавал в Рио один из самых многочисленных и организованных во всей Бразилии. Группы выступают перед более чем 100-тысячной аудиторией зрителей, располагающихся на трибунах и в ложах с двух сторон Самбодрома, устроенного по типу стадиона или подиума. В 1985 году строительство этого сооружения обошлось в 20 миллионов долларов США и стало самым заметным детищем тогдашнего губернатора штата Рио-де-Жанейро. Центр карнавальной жизни вот уже более двадцати лет находится именно здесь. Празднество начинается в пятницу около полуночи. На его пике, в воскресенье шествуют школы самбы первой категории. Сначала проносят название школы, потом идут ее сотрудники, затем нанятые владельцами школы местные знаменитости, а уже за ними тысячи профессиональных и самодеятельных танцоров, десятки барабанщиков и музыкантов.

Каждая школа представляет одну, выбранную ею тему: политика, природа, спорт и т.д. Темы должны быть узнаваемыми, т.е. бразильскими. Для раскрытия темы школа придумывает песню, костюмы, танцы. Репетиции начинаются за несколько месяцев до карнавала. Первыми проходят лучшие десять школ, затем идут группы низших категорий. В зависимости от результатов предыдущего года, категория школы может меняться. Особое место в шествии отводится повозкам, на которых едут так называемые «destaques» — основной состав выступающих.

Четыре предпостные ночи помимо программы на Самбодроме в городе проходят балы в некоторых ночных клубах, самые известные из которых «Скала» и «Монте Либано». Несмотря на то, что билеты в эти элитные клубы очень дорогие, недостатка в желающих нет. Цены билетов на общие трибуны Самбодрома колеблются от 100 до 500 реалов (примерно от 50 до 250 долларов США), да и то если их покупать в кассах заранее. Непосредственно в предкарнавальные дни продажей билетов занимаются многочисленные турагентства. Здесь цена доходит до 350 долларов США, а иногда и выше. Созерцание из ложи, рассчитанной на 12 человек может обойтись желающим в несколько тысяч долларов.

carnival_412525265Тем не менее существует самая восторженная реклама карнавала во всех бразильских и многих мировых средствах массовой информации. Круглосуточно ведутся репортажи о ходе карнавала по нескольким местным телеканалам. Многие мировые телеканалы, в том числе и российские присылают в эти дни в Рио своих популярных ведущих, чтобы те комментировали ход празднеств и гуляний. Можно сказать, что со времени постройки и открытия Самбодрома подготовка, проведение и освещение бразильского карнавала поставлена на прочную коммерческую основу. Так, к примеру любой желающий, заплатив около 300 реалов (или примерно 150 долларов США) может купить право пройтись в составе одной из выбранных им самим школ самбы. Заплативший получает картонный костюм, атрибутику изображаемой темы и, нарядившись, является в указанное ему место сбора массовки, ждет своего «звездного часа». Массовка изображает паяцев, арестантов, чертей и т.п.

Особый вид развлечения в карнавальный период – специально устраиваемые для «геев» (гомосексуалистов) ночные балы и шествия. Тогда Рио становится пристанищем тысяч представителей «нетрадиционной» сексуальной ориентации всех направлений со всех континентов. Для жителя Рио «травести» разгуливающие по улицам города или на пляже «Копакабана» даже в обычные дни – не новость. У неискушенной же публики скопление в одном месте и в одно время таких весьма эксцентричных личностей иногда вызывает замешательство, а у некоторых даже шок.

В период карнавала общественная и политическая жизнь Бразилии замирает. Не работают банки, многие магазины, организации. Некоторые небольшие магазинчики и лавки у подножия фавел закрываются до полного окончания праздников во избежание случающихся проявлений вандализма «горячими бразильскими парнями». Цены на номера в гостиницах поднимаются в 2-3 раза. Туристическая, сувенирная и ресторанная индустрия изо всех сил стараются выжать из туристов как можно больше. Поскольку местное население в дни карнавала в основном следит за его ходом перед телеэкраном, то все покупки делаются им накануне. Этим пользуются продуктовые супермаркеты, шопинг-центры и взвинчивают цены. Те горожане, кто не желает «получать удовольствие» от очередного всплеска народного веселья, стараются уехать на «фазенды» и «ситио» (загородные дома и дачи) у кого они есть, в глубь страны или в горы на «поузады» (подобие наших домов отдыха), где нет изнуряющей жары, свойственной для Рио в феврале. Покидают город также и многие местные русские – прихожане храма Святой мученицы Зинаиды. В воскресный день накануне карнавала и в самый его пик, храм бывает пуст к сожалению настоятеля.

Православные верующие часто интересуются: «Как в ХХI веке Католическая Церковь относится к карнавалу?».

В католических храмах можно услышать увещание о том, что участникам карнавала следует стараться сдерживать буйство охватывающих их эмоций. Правоверным католикам рекомендуется избегать участия в кощунственных представлениях и парадах.

Католические духовенство выступает против использования в шествиях церковных облачений и изображений святых. Но такое случается. Все чаще христианам приходится свидетельствовать о Христе в положении меньшинства в безразличной, а порой отрицательно-агрессивно настроенной по отношению к ним окружающей среде. На практике призывы хранить благочестие и избегать кощунственных выходок остаются гласом вопиющего в пустыне. Тем не менее некоторые католические приходы и монастыри, расположенные в отдалении от города устраивают для желающих своеобразные дни усиленной молитвы, называемые «затворами». Однако среди более чем 10-ти миллионного населения Рио добровольцев провести карнавальный период в сугубой молитве находится не много.

Нельзя не отметить, что в последние 20-25 лет, с ростом трущоб в крупных городах и увеличением черного населения фавел, Католическая Церковь утратила свое былое влияние на бразильцев. Полагаю, что в какой-то момент, ввиду недостаточной активности среди «фавеладос», она упустила свой шанс для увеличения количества паствы. На разрастающиеся в геометрической прогрессии фавелы огромным потоком хлынули сектанты самых различных и крайних толков. Таких, к примеру как «Игрежа универсал» (универсальная церковь). Сектанты в короткое время сумели овладеть симпатиями и содержимым кошельков сотен тысяч бразильцев из низшего социального класса. Не прибавили католикам ни авторитета, ни количества прихожан разрешение на использование в богослужениях местных традиционных музыкальных инструментов и даже танцев. Бывшая когда-то оплотом католичества в Южной Америке, да и во всем мире Бразилия, ныне не может быть названа таковым.

Автор: Священник Павел Феоктистов, настоятель храма святой мученицы Зинаиды (Рио-де-Жанейро, Бразилия). Храм святой мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро, Бразилия (район Санта Тереза, улица Монте Алегре, 210) Rua Monte Alegre 210, Santa Teresa, Rio de Janeiro — RJ – Brasil, cep: 20240 – 190. Tel: (55-21) 22521471(храм), 82532224 (моб.). Материал публикуется в сокращении.

БРАЗИЛЬСКИЙ КАРНАВАЛ ГЛАЗАМИ СВЯЩЕННИКА

Post_robot

One thought on “БРАЗИЛЬСКИЙ КАРНАВАЛ ГЛАЗАМИ СВЯЩЕННИКА

  1. Публикуем этот материал из простых соображений — чтобы оценить явление. желательно взглянуть на него с разных сторон, разными глазами. Взгляд священника очень отличается от того, как смотрит на карнавал обычный турист. С чем-то можно соглашаться, а с чем-то нет…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + одиннадцать =

Next Post

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ

Пт Окт 17 , 2014
Share on Facebook Tweet it Share on Reddit Pin it Share it Email Новые технологии в туризме Компания Amadeus, специализирующаяся на технологиях для путешествий, издала ряд отчетов о том, к чему гостиницы будут стремиться в […]